я все еще не воспринимаю работу как работу, поэтому впервые в жизни возвращение из отпуска мне далось так спокойно.
первый день в Люксембурге я провела с Машей Polina-Soboleva, и встреча с ней, наверное, самое яркое впечатление этих девяти дней, я счастлива, что это произошло, и надеюсь, что мы еще когда-нибудь увидимся, чтобы как следует пожрать, потому что в этом прогнившем герцогстве было все слишком дорого. с учетом нынешнего курса вообще везде все дорого, но везде можно найти дешевую местную еду, в Германии есть сосиски, в Бельгии - вафли, в Голландии - селедка, а Люксембург ничего не взял от своих соседей и своего ничего не предлагает, разве что вино, которое оказалось очень вкусным, жаль, что привезти домой не получилось. и большой плюс - для студентов и иждивенцев вроде меня все музеи бесплатные, правда, я была только в музее истории и искусства, который очень хороший, и музее естественной истории, который может быть интересен только для маленьких детей, на больше меня не хватило, потому что во вторник все остальные были закрыты, а в среду я проиграла сражение с холмами и никуда не успела. в музее истории и искусства была очень хорошая выставка фотографий Альфреда Зейланда бо остатках римской империи в современном ландшафте
мое первое впечатление о Люксембурге: более красивый Брюссель, этническое многообразие, умеренное королевское обаяние старого города плюс ультрасовременный район со всякими правительственными зданиями ЕС и банками. во второй день я искала в овраге казематы, нашла масонские знаки, вырезанные на городской стене и бункер, казематы оказались закрыты на зиму, я опускалась с холма, поднималась на другой, чтобы добраться до музея в крепости, и 80% дорог, по которым я шла, были тропинками в лесу, периодически надо было идти по коридорам в средневековых крепостных стенах, подниматься на башни, спускаться с башен. в среду я еще решила пойти в кино, гугл мне сказал, что время дороги - один час, я подумала, окей, вышла сильно заранее, если будет время, схожу еще в музей современного искусства, я в итоге шла три с половиной часа, потому что гугл не учел эти спуски-подъемы. и после этого бродяжничанья мое второе впечатление о Люксембурге - многоуровневый лес, а посреди него город. и он абсолютно игнорирует туристов - в главном музее все либо на французском, либо на их стремном наречии, карты в городе неудобные, указатели посреди леса указывают совсем не туда, куда надо, но в этом есть свое очарование, зачем им туристы, если у них есть деревья и банки. но ноги я убила в хлам, в оставшиейся дни отпуска мне приходилось передвигаться инвалидными марш-бросками и избегать лестницы.
я жила у девочки, которая родилась в Швейцарии, училась на библиотекаря во Франции, работала в Германии, и сейчас с ее парнем-юристом из Гваделупы живет в огромной квартире в Люксембурге. рассказывает: "общалась с одной француженкой, она меня спрашивает, кем я работаю, я говорю, что библиотекарь. она удивляется, это ведь так редко, особенно в этом городе, я говорю, что это частная юридическая библиотека, она осталась разочарованной". ей сейчас 26, два года назад она в одиночку проехала от Москвы до Камчатки, перед этим выучила русский язык, говорит действительно очень хорошо, я говорю, что я боюсь ехать одна в Сибирь, потому что опасно, она говорит, что в Москве ее отговаривали ехать на восток, в Казани ее отговаривали ехать на восток, в Новосибирске ее отговаривали ехать на восток, в Иркутске ее отговаривали ехать на восток, когда она добралась до Петропавловск-Камчатского, она думала, что же ей скажут здесь, здесь же ей сказали, что лучше избегать Москву, там ведь совсем не так безопасно, не то что у нас на востоке. она, кстати, не была в Питере, потому что Питер требует слишком много времени, но пока ее любимый русский город - Хабаровск. и в Исландии она тоже была, и тоже одна, тоже автостопом, как и я, а сейчас собирается в Новую Зеландию, но говорит, что там слишком скучно, все по-английски говорят, дороги хорошие.