во-первых, если вам придет в голову глупая мысль о том, что отметить Новый Год в Париже является хорошей идеей, гоните ее прочь, ну или отмечайте его где-нибудь в тихом месте, а не на Елисейских полях, потому что убогий салют, длящийся пять минут, никак не позволяет забыть толпы пьяных и блюющих вокруг вас.
во-вторых, Париж действительно красивый, я понимаю, почему все хотят там жить и умирать, но я оказалась слишком педантичной. я надеюсь, что когда я попаду в какую-нибудь Индию, я буду воспринимать грязь по-другому, а здесь все-таки образ одной из мировых столиц никак не сочетается с повсеместной вонью. вроде люди еще говорят, что обилие туристов и эксплуатация романтического духа Парижа никак этот дух не портят, мне кажется, что портят еще как, хотя в центре Монмартра по вечерам действительно очень мило, по его узким улочкам, поедая десятый креп с крем де маррон за день и слушая звуки пианино, доносящихся из ресторанчиков, приятно блуждать. но мы жили на том же Монмартре, только чуть севернее и внизу горы, и вроде как это далеко не самый криминальный район, и полицейское управление прямо рядом с нами было, поздно вечером рядом с бесконечными парикмахерскими, в которых тусуются чернокожие (что с этим не так? почему именно парикмахерские?) гулять было не очень приятно.
в-третьих, еда, но об этом я уже говорила. франция, же тем, никаких больше французских слов от меня не жди, подавай мне уже свои булки с заварным кремом.
в-четвертых, музеи. я оказалась засранкой, в музеи бесплатный вход (или с большой скидкой) для граждан ЕС от 18 до 27 (примерно), мои подруги везде платили полную стоимость, а я показывала свой немецкий временный вид на жительство, и кассиры думали, что я из Германии. с чистой совестью спускала все сэкономленные деньги на крепы.
Лувр ужасен, нет, он прекрасен, но там слишком много всего, подозреваю, что несчастные туристы, попадающие в Эрмитаж, чувствуют то же самое, поэтому предъявлять претензии глупо. туда стоит идти, если вы только планируете посещать Париж снова и снова, и с каждым новым визитом изучать новый залы. ну или если вы хотите увидеть только несчастную Мону Лизу и сбежать
Орсэ еще более ужасен, его-то обойти реально, но там висят все ваши самые любимые картины, и через какое-то время могут начаться припадки. я в итоге нашла своего соулмейт среди картин, имя которого я благополучно забыла, но я прислала Ире открытке с ним, так что надеюсь, что она мне подскажет, и сидела около нее долго-долго, потому что на ней ничего нет, кроме снега и крошечного лыжника, пустота действует хорошо. если бы я могла украсть что-нибудь из Орсэ, мой выбор пал бы на нее, а не на Ван Гога или Монэ, или Дорэ, или Хаммершоя, хоть мне и пришлось бы повозиться с таким огромным полотном.
Музей набережной Бранли - моя новая музейная любовь, он замечателен в каждой детали - от здания с вертикальным садом из мха до устройства витрин и огромного цилиндрического депозитария музыкальных инструментов, тянущегося через все этажи. я бы даже не узнала о нем, если бы не решили поздно вечером дойти от Нотр Дам до Эйфелевой башни пешком, а он прямо у башни и зазывает вывеской "ТЕАТР КЛОДА ЛЕВИ-СТРОССА", а во дворе синим цветом горят фонари вот так, мое сердце оказалось сразу покорено. музей в его идеальной форме, современный по замыслу, структуре, содержанию, обычно везет какому-нибудь современному искусству, а этнографии достаются пыльные залы и глупые восковые фигуры, что никак не допустимо, если мы хотим научиться понимать и принимать малые народы на подобающем уровне. прикладное искусство инуитов не менее ценно, чем полотна импрессионистов, вроде как на периферии это и так всем понятно, но на практике оказывается, что нет.
куча фотографий витрин, по которым не очень понятно, как там классно на самом деле

Катакомбы супер, но это и так всем понятно. в какой-то момент я начала думать о людях, которые выкапывали с кладбищ все эти кости, очищали их и складывали красивенько в подземельях, и мне стало неуютно, но пфф, о каком уюте может быть речь, когда вокруг тебя миллионы трупов.
Музей Клюни - Музей средневекового искусства очень хорош, я была счастлива увидеть гобелены с дамой с единорогом, плюс к тому же там была выставка о средневековых путешествиях, а это моя большая слабость, потому что паломники, разбойники и морские чудовища. купила себе там книжку с средневековыми рецептами, что-нибудь обязательно приготовлю, не пудинг из розовых лепестков и жареных голубей, конечно, но там много нормальных рецептов, к тому же много исторических справок и иллюстраций.
КЛАДБИЩА. я в итоге променяла Монпарнасское с Сартром на музей Бранли, но Монмартрское и, конечно, Пер-Лашез упустить было нельзя, после кладбищ или катакомб создается впечатление, что французы знают толк в двух вещах - в смерти и еде. так оно и правильно, все-таки две самые важные вещи.
и церкви. мы как-то везде удачно попадали на службы, на необыкновенно красивую службу в Нотр Дам, посвященную святой Женевьеве, они даже терновый венец выносили, в Сен-Сюльпис, в церкви Мадлен играл органист что-то запредельное, только в Сакре Кёр служба была не очень, а так мы были уже на шаг близки от того, чтобы стать католиками. в церквях хорошо и бесплатно и нет очередей (Нотр Дам исключение, но тут тоже как повезет), такое чувство, что большую часть времени по потратили на очереди, а ведь это был январь и туристов должно было быть мало.
на Эйфелеву башню так и не поднялись, на Нотр Дам поднялись, привет горгульям сказали.